Новости

Обзор законодательства в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

20.07.2020 ГКУ РО «Центр закупок Рязанской области» проведен мониторинг последних изменений законодательства о контрактной системе.
С целью обеспечения неукоснительного соблюдения законодательства при осуществлении закупок, а также совершенствования закупочной деятельности на территории Рязанской области доводим до сведения заказчиков Рязанской области следующую информацию.

1. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2020 № 647 установлены следующие случаи закупки товаров, работ, услуг в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ до 31.12.2020:
если такой поставщик (подрядчик, исполнитель) или закупка определены протоколом заседания Правительства РФ, протоколами координационных и совещательных органов под председательством Председателя Правительства РФ, планом мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях пандемии коронавируса;
если закупка осуществляется в целях реализации решений Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением коронавируса; если закупка осуществляется за счёт средств резервных фондов Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
При этом, для таких закупок необходимо принятие Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, местными администрациями соответствующего решения с указанием, в том числе, предмета и срока контракта.
Также указанным актом скорректирован порядок исчисления сроков проведения закупочных процедур, предусмотренный постановлением от 03.04.2020 № 443.
2. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2020 № 800 внесены изменения в подпункт «а» пункта 1 Постановления № 1087.
Указанными изменениями расширен перечень случаев заключения контракта жизненного цикла в дорожном хозяйстве. В соответствии с изменениями заказчики вправе объединять в одном контракте работы по строительству (реконструкции, капитальному ремонту и при необходимости по инженерным изысканиям и (или) проектированию) и содержанию автомобильных дорог (участков автомобильных
дорог), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Изменения вступили в силу 11.06.2020.
3. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2020 № 921 внесены изменения в отдельные правовые акты, регламентирующие процедуру госзакупок строительных работ.
Внесенные в отдельные акты Правительства РФ изменения, направлены на усовершенствование государственных закупок строительных работ, среди которых можно выделить следующие:
- в постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 внесены изменения, устанавливающие возможность заказчика оценивать опыт подрядчика по виду объекта строительства (линейный, особо опасный, уникальный или «обычный»), а также по виду ранее исполненного контракта (КЖЦ, контракт «под ключ» или «обычный» договор строительного подряда);
- в распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р внесены изменения, исключающие из обязательного «аукционного перечня» закупки строительных работ, что позволит проводить их как в формате аукциона, так и открытого конкурса в электронной форме;
- в постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 внесены изменения, в том числе: расширяющие период с трёх до пяти лет, за который учитывается релевантный опыт подрядчика; исключающие возможность подтверждения квалификации контрактами по сносу и капремонту.
При этом, распоряжение Правительства РФ от 13.05.2016 № 890-р в соответствии с вносимыми изменениями, признается утратившим силу. Изменения вступили в силу 09.07.2020, за исключением пункта, касающегося распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, который вступает в силу с 01.09.2020.
4. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 установлен предельный размер (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
В частности, документ устанавливает пороговые значения цены контракта с единственным поставщиком по результатам закупки, признанной несостоявшейся, при превышении которой потребуется согласование заключения контракта. Для «федеральных» закупок установлена планка в 500 млн. рублей, для «региональных» и «муниципальных» - 250 млн. рублей.
Для контрактов, заключаемых госзаказчиками с единственными  поставщиками по результатам несостоявшихся закупок, проводимых закрытым способом (а также с помощью процедуры запроса предложений), установлен ценовой порог в 1 тыс. рублей.
Новый порядок согласования госконтрактов с единственными поставщиками предусматривает также перевод всего документооборота по согласованию в электронную форму с использованием функционала ЕИС.
При этом новый порядок устанавливает закрытый перечень оснований для отказа в согласовании проведения «закрытой» закупки, а также унифицированную форму, по которой заказчикам рекомендуется направлять обращения в контрольный орган.
Кроме того, согласно изменениям при проведении закупок радиоэлектронной продукции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 запрещено включать в описание объекта закупки иные характеристики, кроме тех, которые содержаться в позициях КТРУ.
Постановление вступило в силу с 01.07.2020, при этом ряд положений, определяющих порядок согласования госконтрактов с единственными поставщиками с использованием ЕИС, вступят в силу только с 10.07.2021.
5. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 962 внесены изменения в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102.
В частности, в перечне № 1 скорректирована позиция с кодом ОКПД2 32.50.22.190: в нее включили «средство замещения синовиальной жидкости».
Изменения вступили в силу 11.07.2020.
6. Приказом Минсельхоза РФ от 19.03.2020 № 140 утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания.
Применять типовой контракт необходимо в случае, если объект закупки относится, в частности, к следующим кодам ОКПД2:
- 1.12 (кроме 01.12.120) – рис нешелушеный;
- 01.41.2 – молоко сырое крупного рогатого скота;
- 03.11.2 – рыба морская свежая или охлажденная, которая не является продукцией рыбоводства.
Полный перечень кодов ОКПД2 приведен в информационной карте. Также в информационной карте указаны условия, при которых типовой контракт не подлежит применению. Ограничений по НМЦК нет.
Приказ вступил в силу 29.05.2020. При этом по общему правилу, типовые контракты обязательны к применению по истечении 30 календарных дней после дня их размещения в единой информационной системе.
Обращаем внимание, что с этого же времени региональный типовой контракт на продукты питания не подлежит применению.
7. ФАС России даны разъяснения по положениям Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.
Ведомством опубликовано письмо от 22.05.2020 № ИА/43260/20, в котором изложена позиция ФАС России по вопросам, связанным с применением данного акта:
- в части предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:
согласно утвержденной форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указано, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию недействительно без технического плана, при этом, по мнению ФАС России, предоставление технического плана является необязательным и его отсутствие не может выступать в качестве основания для отказа в допуске такого участника к участию в закупке;
- в части предоставления в составе заявки приложений к исполненному контракту (договору), в том числе, проектно-сметной документации, технического задания и иных документов: по мнению ФАС России, непредставление в составе заявки приложений к исполненному контракту (договору) не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта выполнения работ и не может
являться основанием для отказа в допуске участника. При этом Постановлением также не предъявляются требования к форме и порядку оформления документов.
8. ФАС России даны разъяснения по вопросам изменений условий контракта, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также иным вопросам, касающимся проведения госзакупок.
По мнению контрольного органа, в случае неисполнения контракта в период пандемии можно изменить существенные условия контракта, в том числе в части его цены. Однако нельзя поменять количество товара (объем работ или услуг) с пропорциональной корректировкой цены контракта, за исключением случаев применения подпункта «б» пункта 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
При этом заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке при его исполнении, если было предусмотрено такое условие. Это правило также касается контрактов, заключенных на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (малые закупки). Данное решение заказчика по таким контрактам необходимо размещать в ЕИС.
Контрольный орган также высказал мнение относительно применения положений Постановления Правительства РФ № 99, указав, что для подтверждения опыта участникам закупки необходимо предоставить копию госконтракта (муниципального контракта) или любого гражданско-правового договора, заключенного в соответствии с ГК РФ на выполнение аналогичных работ.
Более подробная информация содержится в Обзоре разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (май 2020), подготовленном специалистами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.
9. ФАС России даны разъяснения по вопросу установления требований к конкретным показателям товара при осуществлении закупок работ и услуг.
В связи с поступающими вопросами о разграничении понятий используемый товар и поставляемый товар при осуществлении закупок антимонопольная служба в своем письме от 25.06.2020 № ИА/53616/20 пояснила следующее:
- нельзя требовать от участников закупки представления в первых частях заявок конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ (оказании услуг);
- если по условиям документации производится поставка товара, то в первой части заявки необходимо указать наименование страны происхождения товара, его конкретные показатели и товарный знак (при наличии).
При этом контрольный орган объяснил, как отличить используемый товар от поставляемого. Так, нельзя требовать указать конкретные показатели, если:
- товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
- товар не принимается к бухучету заказчика;
- в качестве товара выступают строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ (оказании услуг), без которых невозможно их выполнить (оказать).