Контрактная система

Вопросы - ответы

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ

1. Необходимо ли размещать в ЕИС сведения о поэтапном исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта) по факту оплаты, если в контракте не предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта и в первичных сведениях поэтапная оплата исполнения контракта не предусмотрена?

Ответ: Данный вопрос не урегулирован нормами Федерального закона о контрактной системе. При этом, он являлся предметом рассмотрения Минэкономразвития РФ и Федерального казначейства.

По мнению ведомств, изложенного в письмах от 29.11.2013 № Д28И-2263 и от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 соответственно, в случае если в соответствии с контрактом осуществляется оказание услуг длящегося характера, а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то приемка, оплата и экспертиза части поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) также являются отдельным этапом исполнения контракта. Соответственно, информация о таких этапах подлежит размещению в ЕИС.

В настоящее время позиция Минимущества Рязанской области совпадает с мнением Минэкономразвития РФ и Федерального казначейства по данному вопросу.

2. Какое образование в сфере закупок для контрактного управляющего допускается с января 2017? Достаточно ли удостоверения о повышении квалификации по 44-ФЗ по программе «Управление государственными и муниципальными закупками» в объеме 72 часов, полученного в конце 2013 года?

Ответ: В соответствии со статьей 38 Федерального закона о контрактной системе работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Напомним, что до 1 января 2017 года допускалось профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, Федеральным законом о контрактной системе не установлены требования к периодичности получения дополнительного профессионального образования, а также к объему учебной программы.

Согласно методическим рекомендациям, изложенным в совместном письме Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015, рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок не менее 108 часов.

При этом, указанное письмо не является нормативным правовым актом, а носит лишь рекомендательный характер.

С учетом изложенного, при отсутствии законодательных требований к периодичности получения дополнительного профессионального образования, а также к объему учебной программы считаем имеющееся у сотрудника дополнительное профессиональное образование достаточным.

3. Имеет ли право Заказчик с Исполнителем (монополистом) вносить изменения в контракт, в части его оплаты, подписав дополнительное соглашение, предусмотрев в нем аванс 30%?

Ответ: По общему правилу, закрепленному в статье 95 Федерального закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта не допускается. Вместе с тем, та же правовая норма предусматривает ряд исключений из общего правила, перечень которых является закрытым. В частности:

  • снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
  • увеличение или уменьшение количества товара, объема работы или услуги не более чем на десять процентов;
  • изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

С учетом того, что условие об оплате является существенным условием контракта, а описанная ситуация не подпадает под законодательно установленные исключения, то заключение дополнительного соглашения с условием об авансе будет противоречить действующему законодательству о контрактной системе.

4. Если бюджетным учреждением принято положение о закупках позволяющее ему работать по 223-ФЗ (за счет средств от приносящей доход деятельности), то вправе ли оно одновременно проводить закупочные процедуры посредством 44-ФЗ используя эти же средства (при условии что принятое положение таких запретов не содержит)?

Ответ: Ввиду отсутствия законодательно установленных запретов, считаем возможным проведение бюджетным учреждением закупочных процедур, осуществляемых за счет собственных средств, в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.

5. Заказчик должен использовать утвержденные типовые проекты контрактов только в их первоначальном виде или он вправе менять их условия?

Ответ: изменение типовых контрактов, типовых условий контрактов осуществляется уполномоченным органом в соответствии с пунктами 3-8 Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд Рязанской области, а также случаи и условия их применения утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 02.03.2016 № 40.

Типовые контракты, типовые условия контрактов применяются заказчиками Рязанской области по истечении 30 дней, следующих за днем их первого размещения в системе «WEB-Торги-КС» или на официальном сайте уполномоченного органа, но не ранее дня вступления в силу правового акта об их утверждении, в случае подготовки извещений об осуществлении закупок, документаций о закупках и проектов контрактов, за исключением закупок, предусмотренных ст. 75, 76 и частью 1 ст. 93 ФЗ.

Заказчик должен использовать утвержденную форму типового контракта в опубликованном виде и не вправе менять его условия, за исключением переменной части, выделенной курсивом.

6. В случае возникновения экономии, по результатам проведенных торгов и заключенных государственных контрактов, необходимо ли внесение изменений в план закупок и план-график закупок в части УМЕНЬШЕНИЯ начальной максимальной цены позиций в лотах, по которым образовалась данная экономия? Есть ли нормативный акт, регламентирующий данное изменение?"

Ответ: Ответ по существу данного вопроса не может быть дан в отсутствие информации о конкретном плане закупок и плане-графике закупок.

При этом, обращаем внимание, что порядок и основания для внесения изменений регламентированы:

  • в план закупок - постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2015 № 291 "Об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Рязанской области",
  • в план-график закупок - постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг", постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2015 № 290 "Об утверждении Порядка формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Рязанской области".

7. Возможно ли приобретение товаров, работ, услуг, которые не включены в приказ органа исполнительной власти «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций государственного органа Рязанской области»? (В соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 29.12.2015 № 335 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения нужд Рязанской области, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»; Постановлением Правительства Рязанской области от 27 апреля 2016 № 86 «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти Рязанской области, подведомственных им государственных казенных учреждений Рязанской области, государственных органов Рязанской области, органа управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Рязанской области»).

Ответ: в соответствии с п.п 2 п. 3 ст. 19 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). Соответственно приобретение товаров, работ, услуг не включенных в приказ является возможным.

8. Требуется ли обоснование цены (три коммерческих предложения) на малые закупки (закупку у единственного поставщика до 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб.)?

Ответ: Федеральный закон не предусматривает обязанность заказчика по обоснованию цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона о контрактной системе.

9. При рассмотрении двух частей заявок, а именно декларации о соответствии требованиям ст. 31 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В каких случаях отклоняем заявку? Если в заявке звучит соответствие ч. 1 ст. 31 п.3-10, а при перечислении этих пунктов нет ссылки на статьи по экономическим преступлениям и ст. 19.28 КоАП РФ.

Ответ: Законодательством о контрактной системе не установлена форма декларации участника закупки о соответствии требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

При этом, заявка участника должна быть отклонена в случае отсутствии в заявке сведений о соответствии участника указанным требованиям.

10. Будет ли экономия по коммунальным контрактам (газ, вода, свет, тепло) возвращаться назад в областной бюджет?

Ответ: Будет в соответствии с п. 10 Постановления Правительства Рязанской области от 28.12.2016 №310.

11. Аукцион отменен заказчиком для внесения изменений в план закупок и план – график. Закупка была на 300 тыс. руб. Повторно планируется закупка на сумму 290 тыс. руб. Необходимо ли изменять ИКЗ или оставлять старый?

Ответ: В соответствии с порядком формирования идентификационного кода закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422, идентификационный код закупки соответствует одной закупке.

Таким образом, при внесении изменений в план закупок или план-график закупок идентификационный код закупки буден изменен автоматически.

12. При размещении закупок среди СМП и СОНО Заказчиком, большая часть таких закупок признана несостоявшейся по причине 1 заявки. Контракт заключается как с единственным поставщиком. Такие закупки не входят в необходимые 15% закупок у СМП. При размещении Заказчиком большого количества закупок среди СМП И СОНО, выйти на 15% не представляется возможным.

Ответ: В силу прямого указания в статье 30 Федерального закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок.

Несоблюдение данного требования подпадает под признаки административного правонарушение, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

13. По этапам исполнения контракта Заказчик обязан публиковать сведения об исполнении контракта или отчет по этим исполнениям контракта? Где это регламентировано?

Ответ: в соответствии со ст. 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе, форма и порядок подготовки которого утверждается Правительством РФ (ч.11 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее – Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

В силу п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 заказчик формирует сведения об исполнении контракта и направляет в федеральное казначейство в течении трех рабочих дней со дня исполнения контракта.